Что такое умное делание

Умное делание

Современные люди почти ничего не знают об умном делании. Исповедующие христианскую религию, определяют умное делание, как молитвенный подвиг монахов. Большинство христиан считают, что для обычного человека умное делание недоступно.
Необходимо ли умное делание в современной жизни и какая польза от него? Можно ли отнести умное делание к практике совершенствования?

Название: «умное делание» говорит само за себя. Это работа над своим умом. К понятию Ум относится не только рассудочная деятельность, включающая в себя анализ информации, логические построения, обдумывания. Ум является сокровенной частью человека, в котором находится наше истинное Я.  Умом мы осуществляем самопознание и приготавливаем себя к тайне соединения  с Богом.

Внутренний человек

Умное делание — это и внутренняя работа с душой.
Привычка человека жить внешними событиями может стать серьезным препятствием для попытки изучить себя изнутри. Внешнему человеку такое делание может показаться скучным и бесполезным. Познавая свой внутренний мир, изменяя к лучшему  внутреннего человека, мы изменяем внешние условия жизни. Без изменения внутреннего, невозможно изменить внешнее.
Умное делание помогает понять и принять промысел Божий, смысл существования  в этом мире.

Человек — Храм Бога

Человек был создан Храмом Бога, пропитанным Божественной благодатью, приобщенным к своему Создателю. Назначение человека — быть руками и глазами Бога, Его мыслями, Его орудием во внешнем мире. В полноценном человеке ум и душа напонены Благодатью Святого Духа.
Умное делание ставит перед собой цель — стяжание Святого Духа для возвращения человека из падшего состояния в первозданное, совершенное.

Истинное Благополучие

Истинное благополучие  во всех сверах жизни связано с Богообщением. Жизнь тела зависит от присутствия в теле души, жизнь души зависит от присутствия в ней Святого Духа.
Самоопределение личности находится в уме и сердце. Это два основных компонента  души. Восстановление, исцеление совершенствование этих компонентов невозможно, если они не направлены к Источнику — Богу.

Деятельность ума и сердца никогда не останавливается. Даже во сне мы не перестаем думать умом и чувствовать сердцем. В нас вложена потребность не только внешней, но и внутренней активности. Любой человек, хочет он того или нет, занимается внутри себя мысленным творчеством. Если наши мысли и чувствования далеки от Бога, мысленный поток превращается в пустые мечтания, бесполезные фантазирования, что сказывается и на внешней жизни. Засоренный ум проецируется на внешнее, создавая ненужные нам события, притягивая к нам не тех людей. Неконтролируемые ум и сердце плодят чувствования и мысли, в которых смешивается добро и зло.
Изменить, упорядочить мысли и чувства возможно, практикуя умное делание.

Трезвение

Важной составляющей умного делания является трезвение. Трезвение — это бдительность в отношении своих мыслей и чувств. Многие необдуманные поступки мы совершаем, когда перестаем контролировать мысли. Стоит принять негативную мысль, как она тут же порождает негативное чувство. Негативное чувство подталкивает совершить необдуманный поступок. От неправильных мыслей рождается зло.
Часто мы замечаем за собой, что наш ум ведет себя как жвачное животное, перемалывая все, что придет, не разделяя, полезно нам об этом думать или нет. В результате, внутри нас воцаряются разруха и беспокойство. Мы уверены, что это естественное наше состояние, что так и должно быть, что это и есть наш истинный внутренний мир. Но, это не так. Наше естественное состояние иное: покой и радость в сердце. И достигаются они умным деланием: отслеживанием мыслей, приходящих в наш ум, отбрасыванием ненужных и бесполезных, отказом обдумывать всякую чушь.
В святоотеческой литературе вредные и бесполезные мысли назваются помыслами.

Помыслы и их отсечение

Отсечение помыслов святые отцы сравнивают с выпалыванием сорняков. Не занимаясь прополкой, мы не в состоянии вырастить богатый урожай на пажитях нашей души. Сорняки заглушат  ум и заполонят душу. Рождение вредоносного помысла можно отследить. Если мысль, пришедшая к нам в голову, вызывает дискомфорт, чувствуется как что-то чужеродное, нечистое, следовательно, такая мысль вредна  душе. Святые отцы советуют не допускать такие мысли в душу, откидывать их, не обдумывая. Иногда бывает сложно отказаться от навязчивого помысла, мы его гоним, а он не уходит.Практики умного делания используют для борьбы с помыслами Иисусову молитву. Мысленно обращаясь к Господу и удерживая внимание на молитве, можно отогнать любую негативную мысль.
Люди привыкли жить внешними событиями. Мало кто пытается заглянуть внутрь себя, обратится к своей душе. В результате, внутренний мир становится скудным, а внешняя жизнь невыносимой. Каковы мы внутри, такова и наша внешняя жизнь.

Внимание к внутреннему

Умное делание — это постоянное внимание к тому, что происходит внутри, в нашей душе. Бывает трудно и неприятно всматриваться в собственное сердце. Когда обнаруживаешь в себе кучу ненужного хлама, горести и обиды, тягу к вредным привычкам, желание мстить, понимаешь на сколько не чист твой внутренний мир. Можно струсить и попытаться сбежать от самого себя. Но, при таком раскладе  жизнь не изменится. Сколько бы мы не старались изменить внешние обстоятельства, жизнь снова и снова будет бить нас, пока не решимся навести порядок в Храме души.
Внешняя деятельность, работа или быт никак не мешают умному деланию. Мы всегда можем оставаться внимательными к своему внутреннему миру. Умное делание помогает  отказаться от рассеянности и ненужных мечтаний. Даже при разговоре со строгим начальником можно мысленно произносить Иисусову молитву, что приведет к неожиданным положительным результатам. Внутрення молитва  погасит любой конфликт между вами и другими людьми. Внимание к своему внутреннему миру дисциплинирует, помогает качественнее выполнять любую работу и  повседневные обязанности.

Молитва

Помимо Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня грешного», можно произносить и краткую молитву: «Господи, помилуй» или «Господи, помоги.»
В молитве мы обращаемся к Богочеловеку Иисусу Христу. Именно в Нем человеческая природа была воссоединена с природой Божества. Молитвенно приобщаясь к Христу, мы приобщаемся к Божественной природе, постепенно  становясь богочеловеками, такими как Иисус Христос.

Умное делание — это постоянное предстояние перед Божеством сердцем и умом, а также как можно частое произнесение молитвы Иисусовой.
Молитва делает наше сознание ясным, спокойным и внимательным, избавляет от суетливости, приучает к терпению и выдержке.

Современный мир с его бешеными скоростями и обилием информации любого толка, лишает нас мира и покоя. Уставая, мы мечтаем о тишине.
Если человек не приучен к умному деланию, то внутри него  происходит безумное делание: насилие над умом случайных мыслей, образов и желаний, которые  управляют судьбой.

Достижения

Практики умного делания, очищаясь от внутреннего хлама, достигают состояния, называющееся «исихией» или безмолвием . Это воистину благодатное состояние, дарующее  тишину ума. Только в таком внутреннем состоянии возможно личное общение с Богом.

Комментарии закрыты